Краеведческий Компас
Центр развития истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


ООО «Атран»: большой путь «малой» компании

В 2017 году 75 лет исполняется входящему в Группу компаний «Волга-Днепр» ООО «Атран» (подгруппа «малая грузовая авиация»).

История этой организации является своеобразным отражением в судьбе коллектива всех потрясений второй половины ХХ – начала XXI века. Это история о подвигах, развитии, упадке и преобразовании. Не все организации уцелели на таком пути, но у ООО «Атран» появилась такая возможность, хотя и в измененном виде.

История предприятия начинается в 1942 году, когда в Москве был создан Авиаотряд Министерства авиационной промышленности (Лётный отряд специального назначения). Он выполнял важнейшую функцию – перевозил в интересах МАП грузы для предприятий. Приборы, узлы и агрегаты необходимо было в кратчайший срок доставить на авиазаводы, чтобы не допускать простоя в производстве. Каждый новый самолёт был важен для фронта в условиях господства в небе люфтваффе. Использовались для этого самолёты Ли-2 (лицензионные американские DC-3), машины, по-своему, легендарные: гражданские самолёты по замыслу, они были приспособлены для нужд войны. Машины перевозили грузы партизанам, эвакуировали раненых из Севастополя и детей из Ленинграда, высаживали десанты, спасали лидеров европейского Сопротивления (И.Б.Тито). Ли-2 авиаотряда МАП тоже работали в экстремальных условиях: на аэродромах маршрутной сети – большого и малого колец – ежедневно приземлялось 5-6 самолётов. Появлялись в отряде и другие машины: По-2, трехместные По-2 (С-2), УТ-2, С-47 и т.д. Самолёты МАП доставляли на фронт комплектующие, материалы, бригады ремонтников. Постепенно изменялась маршрутная сеть, самолёты перебазировались все дальше на запад.

После войны авиаотряд базировался на аэродроме Захарково (Москва), использовал Ли-2 и Ил-14. География полётов расширилась вплоть до Дальнего Востока, но задачи оставались прежними – перевозки в интересах предприятий МАП. В 1962 году аэродром закрыли, а отряд перевели в Мячково. В 1969 году стали поступать самолёты нового поколения Ан-8, Ан-12. Разросшаяся организация (авиапром СССР развивался, требовались перевозки во всевозрастающих масштабах) не могла ютиться в Мячково и часть техники переведена была в Домодедово. Отряд получал также самолёты Ан-24, Ан-26, Ан-32, Як-40 и, наконец, в 1980 году Ил-76* – самую грузоподъёмную машину в организации.

В 1982 году Московское ОАО МАП вошёл в производственное объединение «Транспортная авиация». Воспоминания ветеранов организации рассказывают нам об атмосфере постоянного квалификационного роста, энтузиазме, улучшении условий труда. Отряд зарабатывал в системе перевозок значительные средства и сам вёл капитальное строительство.

В 1990 году ПО «Транспортная авиация» стало независимым предприятием «Авиатранс» и занялось чартерными перевозками. На тот момент имелось 20 самолётов (6 из них Ил-76) и 729 сотрудников. Государственное предприятие акционировали 14 июля 1992 года. При акционировании началась скупка активов сторонними структурами, руководство смогло сплотить работников и ветеранов, которые аккумулировали 42% акций. Структура, созданная как звено в цепочке авиапрома, занялась перевозкой ширпотреба, грузов для других государств, иногда – не в самых спокойных районах (например, Либерия).

Рушилось единое авиахозяйство, уходили в новые авиакомпании лётчики со стажем, приходили новые собственники аэропортов, ОАО «Авиатранс» пыталось найти свою нишу в новой реальности. Освобождая для коммерческой деятельности и строительства складов площади в Домодедово, пилоты «Авиатранса» снова сделали то, что считалось невозможным: перебазировали в Мячково Ил-76. Руководство организации планировало поучаствовать в акционировании этого транспортного узла, чтобы развивать свой бизнес. Но развития не получилось. По сообщениям СМИ, в 2011 году, когда шли переговоры о продаже «Атран» (бывший «Авиатранс») ГК «Волга-Днепр» имела 17 самолётов (5 из них Ил-76). Но у компании был собственный перрон и склады в Домодедово. В итоге, «Атран» вошёл в ГК «Волга-Днепр», но сейчас располагает лишь тремя самолётами Боинг-737.

ООО «Атран» пять раз в неделю выполняет регулярные рейсы по маршрутам Внуково – Кёльн – Внуково и Шереметьево – Мюнхен – Льеж – Мюнхен/Мальмё – Шереметьево. В декабре 2016 года МИД РФ уведомило авиационные власти ФРГ о новом регулярном рейсе Москва – Франкфурт-на-Майне – Москва для компании «Атран».

75 лет «Атрана» – Авиаотряда Министерства авиационной промышленности (Лётного отряда специального назначения) – это типичная история организации в России. Возникновение в трудные сталинские годы, выполнение задач в исключительно тяжелых условиях. Затем – мирное строительство и развитие, несколько модернизаций, усложнение техники, рост коллектива, вплетение в сложные производственные цепочки. Богатое прошлое авиапредприятия остается тайной даже для посетителя сайта рожденной в Ульяновске авиакомпании «Волга-Днепр», где он может узнать лишь следующее: «История авиакомпании «Атран» берет свое начало в 1942 году. В советский период компания была ведущим авиатранспортным предприятием, обеспечивающим перевозки грузов в интересах авиационной промышленности…».

________

* – о самолётах, использовавшихся в авиаотряде, можно будет прочитать в «Ульяновской авиационной энциклопедии»

Центр развития
истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований
Ульяновской области»

+7 (8422) 24-06-16, 24-06-17
e-mail: csi-history@mail.ru