Краеведческий Компас
Центр развития истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


Дракино

Дракино – село Коржевской сельской администрации Инзенского района (бывшего Карсунского уезда Симбирской губернии). Расположено в 50 км к северу от районного центра.

Название села сложилось исторически и за столетия практически не изменилось. В дореволюционный период в метрических книгах и ревизских сказках именовалось как село Дракина. Жители села и татары окрестных сел называют Драка.

В настоящее время сложно назвать точную дату образования села. При этом важно отметить, что в книге Мухаммедовой Р.Г.[1] упоминается татарское село Дракино, образованное в 1613 году. Образование села можно отнести к периоду 1613 – 1648г.г., т.к. именно в это время заканчивается строительство Карсунский засечной черты, частью которой являются села, расположенные на примерно одинаковом расстоянии вдоль реки Тала. К этому же периоду относятся упоминания служилых татар в Карсунском уезде. Кроме того, существует документ[2], подтверждающий, что в 1646 году село Дракино уже существовало и называлось (вопреки отдельным мнениям) именно так: «…И в прошлом во 154-м году февраля в 25 день[a] послана наша великого государя грамота в Темников к губному старосте к Лаврентью Жукову, а велено ему ехать кадомского Алыш-мурзы Ченбулатова сына Тугушева в поместье в Кадомски уезд …, да в Темниковской уезд …, да в Алатарской уезд за реку за Суру в деревню Дракину, что на реке на Тале…». Из данного документа следует, что на тот момент (1646 г.) село Дракино входило в список деревень, принадлежащих кадомскому князю Алышу, сыну Ченбулата Тугушева и после его смерти перешло во владение его сыновьям Аюкаю и Бирюшу.

Село расположено между рекой Тала и речкой Елшанкой, известной в селе как Алька. На территории села много родников: Мойка (Мишка) кизләве[b], Хаберләр кизләве (кизләү очта)[c], Сатак кизләве[d], Мышкы кизләве[e], Ак кизләв[f] на конце улицы Яңа урам[g], Сәлим кизләве (родник Сэлима), Пахун кизләве (расположен примерно в 1,5 км от села у истоков речки Алька), Бавыр кизләве (родник Бавыра – жителя) и Абдрахман кизләве (родник Абдрахмана) в лесу, Мениб кизләве (родник Менипа), Аракы кизләве (водочный родник – происхождение неизвестно) на границе с селом Чалдаево.

Территориально село делится на части пересечениями нескольких улиц. В восточной части села расположена улица Табашный (Тау башы урамы)[h], южнее – Алька буе[i] и Яңа урам (ул.Новая»). Самая старая и главная улица – центральная – Зур урам[j], параллельно ей расположена Урта Юл[k]. Вдоль реки Талы – Тала буе урамы[l], на конце которой Кизләв оч[m]. На новосурском конце села расположены Мойка урамы[n] и Тубәнге оч[o].

На конце улицы Тала буе была водяная мельница, вода на которую шла из пруда. Плотина пруда была сооружена исключительно силами дракинцев. Был еще один пруд – Иске буа (старый пруд), запруженный сельчанами колхоза «Кзыл Юлдуз» («Красная звезда») с помощью деревянных свай. Водяное колесо на его плотине вращало молотилку на гумне – йондыр, которое находилось на берегу реки Тала у переправы «Шылдырдавык». Следы этого пруда можно обнаружить и сейчас. Со стороны Новосурска был расположен пруд и мельница, названная кем-то «Немецлар буасы» или «Инвалидлар буасы» (пруд немцев или инвалидов). В сторону села Чалдаево у реки Талы находился дом с садом и мельницей коржевского крестьянина Николая Захаровича Горохова. В период коллективизации и раскулачивания Николай с семьей уехал, дом был сожжен, а сад еще долго напоминал о прежнем хозяине. Местечко это среди дракинцев до сих пор носит его имя – «Николай сады». В Чалдаево же этот сад зовут Гороховским.

Сельчане тесно общались с соседними селами, чем объясняется наличие дорог в направлении всех соседних сел: Новосурск – Кениле юлы (Кениле – Кунево, дорога на Кунево); Коржевка – Куржатка юлы, Болын юлы (Болын – луга, «дорога на луга»), Хайдәр юлы (дорога Хайдара – житель села); Шлемасс, Челдаево – Шламасс юлы; Сухой Карсун, Сосновка – Зур юл (большая дорога).

Все основные улицы пересечены переулками (тыгырыклар): Татар или Фәхри тыгырыгы (переулок татарский или Фахретдина), Яфуняй тыгырыгы (переулок Яфуняева – жил в этом переулке), Курта тыгырыгы (переулок «Курта» - прозвище жившего здесь сельчанина), Сатак тыгырыгы (переулок «Сатака» - прозвище жившего здесь сельчанина), Чәркә или Большак тыгырыгы (переулок «Чирке» или «Большака» - прозвища живших здесь сельчан), Кәзә карак тыгырыгы (переулок «козокрада» - прозвище жившего здесь сельчанина), Пипыть тыгырыгы (переулок «Пипыть» - прозвище жившего здесь сельчанина), Махир тыгырыгы (переулок «Магири» - прозвище жившей здесь сельчанки), Рәвеш тыгырыгы (переулок «Ревеша» - прозвище жившего здесь сельчанина) – он продолжает улицу Урта юл и выходит на почту, медпункт.

Много именных мест расположено в лесах: Калпак (колпак), Ике урман арасы (междулесье), Туры прасик (прямая просека), Чыршылар (ельник), Чишчоб (чащоба), Уриска (перевод неизвестен). Причем некоторые из них уникальны, например, Кечкенә чишчоб (маленькая чаща) – небольшая поляна в лесу, на которой растут ели, редкие для этих мест.

Во второй половине XIX – начале XX вв. все мишарские поселения, и Дракино было не исключением, огораживались изгородью. Въезд в них закрывался полевыми воротами. Гораздо позднее, уже в советское время, некоторые из этих ворот еще стояли, и сельчане могут их помнить.

Основными элементами села были жилые дома с усадьбами крестьян. Как и для большинства татарских сел, для Дракино была характерна теснота усадебных участков. Зачастую отделившиеся сыновья оставались на отцовской усадьбе, разделив ее на части.

Вот как описывает сельский дом одного из сельчан Сафеймелюка Тимербулат улы пристав второго стана: «…Дом находится на первой улице д. Дракино со стороны Сухого Карсуна в правом порядке второй избой от околицы, устроенной при выходе из д. Дракино. Изба имеет три окна, каждое вышиной 1 аршин, 2 вершка (около 80см), шириной 3 четверти (около полуметра)… В избе имеется чулан имеющий дощатую перегородку и дверь… Далее около избной двери есть лавка, или подмарь и над ним полати. Пред избой на улице находится палисад, загороженный решеткой, отстоящей от избы 2,5 аршина (меньше двух метров)…»[3]

Жители. Согласно ревизских сказок и метрических книг, сословно жители Дракино относились к служилым татарам. Участвовали во всех военных конфликтах. В период Отечественной войны 1812 года из села было призвано 12 человек. В годы ВОВ из села ушло на фронт 553 человека, из них 199 погибли или считаются пропавшими без вести.

Вплоть до середины 90-х годов XIX в., изучая материалы ревизских сказок 1816 и 1834 годов, а также метрические книги этого периода, можно наблюдать отсутствие фамилий как устойчивого опознавательного признака того или иного рода в с. Дракино. В большинстве случаев образование фамилий связано с именами предков, что можно продемонстрировать с помощью следующих примеров реальных дракинцев:



В период до 1850-х годов, а иногда и в более поздние периоды, в с. Дракино, как и во многих татарских селах, в метрических книгах можно встретить родовые знаки – тамга, которые владельцы ставили в качестве подписи или печати после своего имени. Говоря о тамга, можно отметить, что в отдельных родах потомок заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Некоторые тамги дракинцев:

 


Численность населения села Дракино на протяжении последних трехсот дореволюционных лет непрерывно росла и в разные годы составляла:

год

Число

дворов

Число жителей

Прочее

Источник данных

муж

жен

1747

 

155

   

Ревизия 1747, женщины не переписывались

1762

 

176

184

 

Ревизия 1762 (в т.ч. 16 новокрещенных)

1816

 

296

324

 

Ревизия 1816

1834

 

442

428

 

Ревизия 1834г (в т.ч. 21новокрещ-х)

1850

 

539

562

 

Ревизия 1850г.

1855

129

     

Военно-статистич. Обозрение, Т.5, ч.2, 1855

1859

157

665

707

1 мечеть

Список нас-х мест симб. губернии по сведениям 1859г (издан 1863)

1884

272

674

679

2 мечети, 1 школа

Список нас-х мест симб. губернии за 1884г.

1897

340

1151

1038

2 мечети, 1 школа

Список нас-х мест симб. губернии за 1897. По данным всероссийской переписи 1897г. 1807 чел.-мусульмане

1913

 

1447

 

3 мечети

Выписка Коржевского волостного правления о количестве прихожан мужского пола

В послевоенный период численность населения стала сокращаться. По данным Всероссийской переписи населения в 2010 году числилось 130 человек.

Промыслы. Основным занятием жителей села Дракино, как и жителей большинства сел Карсунского уезда, было земледелие. Из зерновых хлебов и сельскохозяйственных растений повсеместно сеяли рожь, реже овес и пшеницу, кроме того, горох, картофель, подсолнечник и др. Кроме того, за пределами своего села были известны и кузнецы. В советское время в селе в двух местах (в двух колхозах) – в Уриске и около Пахун кизләү (родник Пахуна) производили деготь из корней березы, который в дальнейшем использовался как смазочный материал. Однако наиболее ярким и «легендарным» видом деятельности, характерным для жителей с. Дракино, можно назвать «Коновальство». Вероятно, основной причиной того, что Дракино стало одним из центров коновальского промысла в Симбирской губернии, стали неудовлетворительные местные условия для развития сельского хозяйства. Одной из основных обязанностей коновала было охолащивание (кастрация) самцов домашней скотины. С этой обязанностью связано и происхождение самого названия коновал — для осуществления кастрации животных (в частности, коня) было необходимо повалить на землю. Коновальство получило характер отхожего промысла, на который отправлялись почти все представители взрослого мужского населения, преимущественно осенью, весной и зимой. С помощью простых снадобий, как правило, приготовленных из местных трав, некоторые коновалы очень удачно лечили болезни скота, но иногда прибегали и к заговорам, и к занятию знахарством. Из-за специфики их ремесла, связанной с противостоянием воспроизводству жизни, нередко работа коновалов обрастала мифами и небылицами мистического свойства.

Иногда это был единственный способ прокормить семью, особенно в голодные или засушливые годы. Например, Фазледдин Зибиров из с. Дракино в год голода в Поволжье (1921-1922 гг.) привез домой на своей подводе зерно, выменянное им на соль, заработанную коновальством в соледобывающих районах. Этим он спас семью от голода.

Чаще всего искусство лечения домашних животных традиционно передавалось из поколения в поколение или же от коновала его помощникам. Кроме кастрации животных, коновалы лечили и людей лекарствами, изготовленными из местных трав, цветов, плодов растений.

Коновалы отправлялись в путь, как правило, в сопровождении одного или двух помощников, подбиравшихся из числа молодых людей, и находились в пути обычно в течение осени, зимы и весны. Основным видом транспорта были повозки, запряженные лошадьми. Для ухода за лошадьми с собой брали часто помощников из жителей села в возрасте 15-16 лет. Они не только помогали коновалам в работе, но и обучались основным премудростям этого промысла. Стать помощником коновала мог не каждый, приходилось проходить своего рода отбор. Например, Шабай Фаизханов из с. Дракино брал в помощники юношей, умеющих не только запрягать и управлять лошадью, но и хорошо, во всех отношениях показавших себя за столом.

Характерной чертой дракинских коновалов было то, что они уходили далеко за пределы своих губерний, находясь в пути многие месяцы. Если дела шли удачно, возвращались раньше, но весной после посевных работ уезжали на пару месяцев на так называемый «яшь уленгә». В речи использовали свой собственный жаргон – коновальский язык, состоявший из переделанных татарских слов и искаженного татарского счета.

Рукоделие. Среди мишарей широкое распространение получило изготовление узорных тканей. Изделия с тканым узором составляли значительную часть приданого невесты. Как отмечает Р.Г.Мухаммедова, среди мишарей карсунской группы часто использовалась закладная техника тканья. Особенностью данной техники, в том числе и в Дракино, является то, что нитки смежных закладок не переплетаются с нитью основы, остаются щели, которые затем сшиваются. Примеры Дракинских полотенец приводим ниже.


Примеры полотенец, выполненных «закладной» техникой в с.Дракино.


Как сообщила Тагирова Л.Х., до середины XX в. в Дракино можно было увидеть самодельные куклы, изготовленные по старой и достаточно простой технологии. За основу куклы использовали деревянную палочку, на которую была посажена тряпичная голова, а туловище изготавливалось из мешковины. Потом куклу одевали в различную одежду. По этой технологии была изготовлена кукла, фотографию которой приводим ниже. Автор Тагирова Л.Х. назвала ее АЙ-бике (персонаж сказки Г.Тукая, одета в платье из шелка, расписанного вручную в технике «батик», платок – из шерстяной пряжи, ведра из золотой парчи, размер куклы 50 см).

АЙ-бике:   

 

Школа. Русско-татарская школа в с. Дракино существовала с 1867 г. После революции и до 1927 года в селе не было здания школы, уроки велись в отдельных домах. В 1927 году начато строительство деревянного здания школы. Учащихся было немного. Грамоте учили, используя арабский алфавит. В 1931-1932 гг. перешли на латинский алфавит, в 1938-1939 гг. – на кириллицу.

После 1917 г. до начала 20-х годов в школе д. Дракино Карсунского уезда Симбирской губернии учительствовал Ханяфи Валиуллович Алимбеков – представитель известной династии педагогов Симбирской губернии.

Первые учителя в новой школе: Алимбек Халим и его жена Фатыйма, Алимбек Мухаметша, Алимбек Амине. Старшие братья Амины работали в Гурьевской школе Акчуриных. Амине удалось с помощью старших братьев-учителей и Акчуриных закончить Симбирскую женскую гимназию в 1913 году. Впоследствии она некоторое время учительствовала в Буинске и Дракино.

После окончания ВОВ количество детей в классах достигало 35-40 человек. Все из первых семи классов были параллельными. Обучавшиеся в одном классе дети зачастую были разновозрастными.

В послевоенные годы количество учащихся резко увеличилось за счет возвратившихся в село семей. Здание Тау-школы не могло вместить всех учащихся. Поэтому два класса учились в деревянном доме на улице «Зур урам». На месте этой школы в настоящее время находится магазин «Товары повседневного спроса». Так же один класс учился в здании второй мечети на улице «Яна урам».

Мечети. Первая мечеть действовала с 30-х годов XIX в. По данным 10 переписи прихожанами первой мечети числились 445 мужчин и 470 женщин. По переписи 1897 г. число прихожан стало 747 и 639 соответственно. Это самая старая мечеть в Карсунском уезде. К примеру, в с. Шлемасс соборная мечеть открыта в 1873 г., в Тат. Горенках в 1863 г. и в 1900 г., в с. Уразовка в 1886 г. и вторая в 1904 г.

Расположена эта мечеть на улице Зур урам. Одним из первых известных служителей этой мечети был имам Хузиахмет Абдулхаким улы, назначенный указом Симбирского Губернского правления №1797 от 10.01.1841[4].

Прошение о разрешении строительства второй мечети было подано от 299 мужчин-сельчан в декабре 1860 года[5]. 04 января 1861 года разрешение было подписано. В итоге мечеть была открыта в 1865 году[6]. И уже с 1869 года метрические книги села начинают делиться на первую и вторую мечети. Эта мечеть находилась на улице Яна урам. Здание этой мечети в послевоенное время было передано в колхоз и разрушено.

Строительство третьей мечети было заложено в 1903 году. Указом Симбирского Губернского правления №2328 от 16.06.1907 служба в этой мечети была разрешена. Начала действовать с 1909 года, после назначения имамом Мухаметшарифа Невмятуллова согласно указа №4618 от 15.10.1909.

Мечеть находилась на улице Талабуе. Мечеть сгорела в 1934 году. В этот год в селе был пожар, начавшийся с улицы Талабуе и уничтоживший часть села.

Незадолго до революции была заложена четвертая мечеть. 03.07.1913 года разрешение на строительство было подписано. Однако из-за событий 1917 года мечеть так и не была достроена.

В 1993 году была построена новая мечеть. Строилась она на средства Муракаева Х.Б. В 2001 году мечеть сгорела и в 2002 году при финансовой поддержке опять же Муракаева Х.Б. и Рамазанова Х.В. была отстроена вновь.

В послереволюционное время муллами с. Дракино в разные годы были: Гафур мулла, Яшь мулла, Сафаров Хасян, Тагиров Якуб (азанчы), Сафаров Абдулла, Чапаев Ибрагим Аляветдинович, Нагин Мингачетдин Жалалетдинович, Алимбеков Абдулкадир Шакурович. В настоящее время муллой с.Дракино служит Узбеков Рафаил Анвэрович

Обычаи. Келәү («мольба»). Это очень старый и ныне почти забытый обычай. Проводился летом после долгого отсутствия дождя. Народ собирался на окраине села возле речки Алька в районе Ак кизләв (белый родник). Мулла читал суры из Корана и просил у Аллаха обильного дождя. Потом земляки обливали друг друга водой.

Йомырка бәйрәме (праздник яйца – пасха). В довоенные годы и еще какое-то время после войны в селе проводился «йомырка бәйрәме». Время проведения этого праздника совпадает с пасхой у православных. В этот день утром дети ходили по домам, и, постучавшись, кудахтали. За что получали от хозяев вареные, а иногда и крашеные яйца. Считалось, что дети приносят удачу, т.к. они «җинел аяклы» («с легкой рукой» – буквально «ногой»). После обеда на проталинах юноши и девушки организовывали различные игры.

Кунаклашу (гости). В Дракино было принято приглашать и ходить в гости. Жители говорят: «Кунак ашы – кара каршы» (смысловое значение «пригласи меня – я приглашу тебя»). Хозяева дома заранее на определенный день приглашали гостей (өндәү-приглашение). За день-два уточняли список тех, кто сможет придти. Заодно сообщали точное время сбора. В назначенное время гости собирались. Сначала подавали чай. За чаем велись разговоры, разбирались новости. Если среди гостей были мулла, или его жена (остабикә), или просто хорошо осведомленные в вопросах религии люди, беседы носили религиозный характер. Потом подавали горячее. Как правило – это суп-лапша. Мясо зачастую подавалось отдельно. Также подавали пироги (бәлеш), булочки (кабартма), разные мучные изделия (чигелдәк, колак, питырас), каши (ботка), молочные изделия (май, каты каймак), мед, фрукты. Детям, которые, приглашая гостей, выступали в роли посыльных, приглашенные дарили конфеты, сахар, яйца, пряники, печенье.

Каз өмәсе. Одним из старинных обрядов наших предков был «Каз өмәсе» (Каз-гусь, Өмә-помощь). К осени гусей старались откормить. В первые сильные морозы, как правило, резали. Для их обработки хозяева приглашали двух-трех парней и 5-10 девушек. Обработку производили чаще всего в теплой бане, во дворе над костром тушки обжигали. Девушки старались показать свое мастерство, молодые учились у более опытных. Работа сопровождалась песнями, прибаутками, веселыми рассказами из жизни и превращалась из рутинного занятия в праздник. После обработки тушки обливали холодной водой во дворе или на речке и замораживали, укладывая в сосуды со льдом. Вечером хозяева представляли молодежи свой дом для проведения знаменитой дракинской «вечерки», где молодежь весело проводила время.

В 2008 году по решению районного отдела культуры коллектив, состоящий из женщин сел Дракино и Стрельниково, представлял татар-мишарей Ульяновской области с песнями на татарском языке на фестивале народного творчества «Наследники традиций» в Санкт-Петербурге. В состав коллектива входили: Берхеева Фатиха, Узбякова Фясахат, Айбятуллова Магинюр, Хайбуллова Кадрия, Абрашитова Таибя.

Популярная дракинская песня «Эй, яумәлем» вошла в сборник «Татар халык җырлары» (Казан. Татарское книжное издательство. 1976). Авторы сборника изменили название - «И алмалым». Песня записана Акрамом Даутовым. Также популярным песенным направлением были частушки (такмаклар).

Известные выходцы.

Алимбек Амина Валиулловна принадлежит к первому поколению советских акушеров-гинекологов. А.В.Алимбек родилась в 1894 г. в семье народного учителя Валиуллы Алимбекова в с.Дракино. Окончила медицинский факультет Казанского университета, там же - ординатуру и аспирантуру. В конце 1920-х гг. по ее инициативе были созданы и успешно работали санитарные курсы в клинике университета. В конце 1920-х гг. вышла ее книга «Корь: лечение, методы борьбы с ней» (Казань, 1928). В 1935-1937 гг. работала врачом-гинекологом в Саудовской Аравии, став первым советским акушером-гинекологом, работавшим в этой стране.

Алимбеков Ахмет Валиуллович. Родился в 1897 г. в с. Дракино. С 1914 г. служил в российской армии в 140-м запасном пехотном полку. В 1920- 1922 гг. служил командиром 2-й отдельной Приволжской татарской стрелковой бригады. Позже назначен наркомом Бухарской Народной Советской Республики. Служил помощником начальника милиции Туркестанской АССР. В 1930 г. А.В.Алимбеков перешел на научную и педагогическую работу в Ташкенте. В 1942 г. ему присвоена ученая степень кандидата экономических наук. Награжден государственными наградами. Умер в 1957 г., похоронен в Ташкенте.

Алимбеков Валиулла Рахматуллович. Родился в селе Дракино в середине XIX в. Закончил Нагаевское удельное училище. Более 30 лет преподавал в сельских школах Симбирской губернии. Родоначальник педагогической династии Алимбековых.

Байгузин Рестем Султанович. Родился в 1958 году в с. Дракино. В 1973 году окончил дракинскую восьмилетнюю школу. Прошёл службу на Тихоокеанском флоте. Работал специалистом сельского хозяйства, семь лет главой сельского совета, с 1997 года возглавляет районный узел связи села Большое Нагаткино Цильнинского района. В 2011 году присвоено звание Заслуженный связист Поволжья.

Зибиров Няим Кайюмович. Родился в 1941 г. в с. Дракино. В 1960 г. закончил Казанский авиатехникум. В 1966 г. закончил Казанский авиационный институт. До выхода на пенсию – руководитель научно-исследовательского отделения Днепропетровского научно – исследовательского института связи, принимал участие в разработке различных систем связи для вооруженных сил. Серебряный призер ВДНХ СССР. В настоящее время проживает в г. Ульяновск.

Зебиров Мингачетдин Абдулкадирович. Родился в с. Дракино. В 1958 г. окончил железнодорожное училище в г. Ульяновске, в 1969 г. – БИИЖТ в г.Гомель. Более 40 лет проработал в Ульяновском отделении Куйбышевской ж.д., пройдя путь от помощника машиниста в локомотивном депо до заместителя председателя Теркома профсоюза – технического инспектора профсоюза по охране труда. Почётный железнодорожник.

Зимуков Ибрагим Абдуллович. Родился в с. Дракино. Подполковник. Заместитель начальника военного госпиталя Ленинградского гарнизона.

Камаев Бари Кайюмович. Родился в 1946 году. Начальник отдела министерства природы Ульяновской области в Инзенском лесничестве. В 2006 г. присвоено звание «Почётный гражданин Инзенского района». Награждён знаками «Х, ХХ, ХХХ лет службы в государственной лесной охране», знаком «За сбережение и приумножение лесных богатств России», имеет почётное звание «Заслуженный лесовод Российской Федерации»

Камаев Бари Ибрагимович – родился в Дракино в 1925 г. Участник ВОВ. Награжден медалями «За Отвагу», «За победу над Германией», орденами «Красной Звезды» и «Отечественной Войны 2 ст». После войны работал Инспектором РОНО в Старокулаткинском районе, директором школы в с. Нагаево и в с. Дракино. Умер в 1983 г.

Камаев Рашид Бурганетдинович – родился 22.02.1937 г. в п. Янаул Янаульского района, Башкортостан. Выпускник Бирского педагогического института. С 1995 декан гуманитарного факультета Уфимского нефтяного технического университета. С 1998 г. доктор философии, профессор УГНТУ.

Камаев Ряхим Ибрагимович. Родился 20.04.1956 г. Председатель сельскохозяйственного кооператива им. Калинина Вешкаймского района Ульяновской области. Заслуженный работник сельского хозяйства РФ (1996), награжден почетной грамотой Министерства сельского хозяйства РФ (2005, 2006), орденом Почета (2006).

Мальтеев Исмаил Хусаинович – родился в с. Дракино в 1906 г. Закончил рабфак в г. Ленинграде, Ленинградский государственный финансово-экономический институт, Финансовую академию. Работал на руководящих должностях таких предприятий, как Завод бумагоделательного оборудования, Табачная фабрика им. К.Цеткин, ЛенПромСтройПроект, возглавлял промышленный отдел Государственного банка СССР. Умер от болезни в 1942 г.

Мальтеев Марат Абдулкадирович. Родился в 1947 г. Закончил СГАУ. Кандидат технических наук. Доцент кафедры основ конструирования машин СГАУ.

Мальтеев Ханяфи Хусаинович. Родился в 1922 году в с. Дракино. Окончил педагогическое училище. Участник Сталинградской битвы, участник штурма Кенигсберга. Награжден орденами Отечественной войны I и II-й степеней, орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За взятие Кенигсберга”, “За Победу над Германией”

Муракаев Ханяфи Бариевич, родился в 1949 г. в с. Дракино. В 1966 г. закончил Ульяновский кооперативный техникум, в 1972 г. – Московский кооперативный институт. После армии работал в системе потребкооперации, дослужившись до заместителя председателя Облпотребсоюза. С 1990 г. в частном бизнесе. В 1992 г. совершил Хадж. Активный участник восстановления мечетей с. Дракино.

Нугаев Бари Шакурович. Окончил Академию МВД. Методист МГИМО (Московский государственный институт международных отношений). Полковник запаса.

Нугаев Рахим Абдуллович – родился в Дракино в 1932 году. До выхода на пенсию работал директором Инзенского коопунивермага, директором заготовительной конторы, директором железнодорожного ресторана. Награжден медалью «Отличник потребкооперации СССР», юбилей-ными медалями. Труженик тыла. Проживает в г. Инза.

Нугаева Сафия Шакуровна. Родилась в 1938 г. в с. Дракино. Закончила Высшее техническое училище им. Баумана (сейчас МГТУ им. Баумана). Кандидат технических наук. В настоящее время – пенсионерка. Проживает в г. Москва.

Рамазанов Ханяфи Валиевич – родился в с. Дракино в 1949 г., закончил Ульяновский сельскохозяйственный институт в 1976 г. За период трудовой деятельности с 1970 г. прошел путь от агронома до главы муниципального образования «Цильнинский район». «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ», Почетный гражданин Ульяновской области, Почетный гражданин Цильнинского района.

Рахманкулов Кайюм Садыкович – полковник запаса вооруженных сил. Родился 16 апреля 1924 года. Участник ВОВ. Награждён орденом «Отечественной войны» 1-й степени, двумя орденами «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «3а освоение целинных земель».

Шамшина (Хайрова) Надия Махмутовна – до выхода на пенсию в 2006 году работала заместителем главного врача станции переливания крови в г. Ульяновске. Ветеран труда. Имеет почетные звания «Заслуженный работник здравоохранения РФ», «Почетный донор России».

 

Об авторах.

Зибиров Рехим Каюмович. Родился в 1938 г. в с. Дракино. В 1953 г. с отличием окончил Дракинскую семилетнюю школу. В 1957 г. с отличием окончил Сенгилеевское педагогическое училище, в 1962 г. – Ульяновский педагогический институт. Работал 4 года в Красноярском крае, 2 года в Днепропетровске, 33 года в Инзенской железнодорожной школе учителем физики, завучем по производственному обучению, завучем. В настоящее время пенсионер. Женат. Имеет 2 сыновей, 1 внука и 2 внучки. Проживает в г. Инза.

Зибиров Марат Рехимович. Родился в 1976 г в г. Инза. В 1993 году с отличием окончил Инзенскую железнодорожную школу, в 1998 г. с отличием окончил Ульяновский государственный университет. Работает главным бухгалтером строительной организации. Проживает в г. Инза. Женат. Воспитывает дочь.

Зибиров М.Р., Зибиров Р.К.

 

Литература.

  1. ГАУО, ф.88, оп.1, д.1431
  2. ГАУО. Ф.88, оп.1, д.1359
  3. ГАУО. Ф.115, оп.20, д.34
  4. ГАУО. Ф.156, оп.2, д.465
  5. ГАУО. Ф.434, оп.2, д. 35
  6. ГАУО. Ф.434, оп.6, д.34
  7. ГАУО. Ф.434, оп.23, д.1
  8. НАРБ. Ф.295, оп.2, ед.хр.1
  9. НАРБ. Ф.295, оп.3, ед.хр.5073
  10. НАРБ. Ф.295, оп.3, ед.хр.7430
  11. НАРБ. Ф.295, оп.3, ед.хр.14690
  12. НАРБ. Ф.295, оп.3, ед.хр.15790
  13. НАРБ. Ф.295, оп.6, ед.хр.1221
  14. НАРБ. Ф.295, оп.6, ед.хр.2855
  15. РГАДА. Ф.350, оп.2, ед.хр.3124 листы 830-845
  16. РГАДА. Ф.350, оп.2, ед.хр.3147 листы 664-677
  17. РГАДА, ф.1167, оп.1, ед.хр.1328, 14л.
  18. Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. Историко-этнографическое исследование. — Казань: Магариф, 2008. — 295 с.: ил.
  19. Нигмезянов М.. Татарские народные песни. Татарское книжное изд-во.1976
  20. Скрябин М. «Матеріалы для географіи и статистики Россіи: Симбирская губернія». Том 2
  21. Зибиров М.Р., Зибиров Р.К. Дракино. (Материалы по истории села): Ульяновск: Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО "УлГУ", 2013.-208с
  22. Книга Памяти: Мемориальное издание - Ульяновск: Издательство "Дом печати", 1994, т.2-448с.:ил
  23. Солдаты победы: Памятная книга. – г.Ульяновск: ОГУП «Областная типография «Печатный двор», 2006. т.12, 544с., 72ил.
  24. Солдаты победы: Памятная книга. – г.Ульяновск: ОКИ «Симбирская книга», 2004. т.5, 584с., 4ил

 

Ссылки по тексту:



[a] 25 февраля 7154г. Год указан от сотворения мира по византийскому исчислению, т.е. от 5508 до н.э. В современной интерпретации это 25.02.1646г. (по старому стилю)

[b] Родник «Мойка» или Мишкин родник (по имени жившего рядом русского)

[c] Родник у кладбища (родник в конце улицы Тала буе)

[d] Родник Сатака (находится у дома дракинца по прозвищу «Сатак»)

[e] Родник Мышкы (мышкы – нити от переработки конопли после мочения и сушки).

[f] Белый родник

[g] «Новая улица», официальное название – Новая.

[h] «Улица на горе», официальное название - Зеленая

[i] Улица «вдоль реки Алька»

[j] «Большая улица». Официальное название – Центральная.

[k] «Средняя улица». Официальное название – Мира.

[l] «улица вдоль реки Талы». Официальное название – Заречная.

[m] «родниковый край» улицы

[n] «улица родника Мойка»

[o] «нижний край» улицы


[1] Татары-мишары: Историко-этнографическое исследование / Рамзия Мухамедова. - Казань: Магариф, 2008. – 295с.

[2] РГАДА, ф.1167, оп.1, ед.хр.1328, лист1. Перевод всей грамоты можно найти на сайте www.bastanovo.ru в разделе «Дракино»

[3] ГАУО. - Фонд 115 Оп.20. д.34

[4] НАРБ. Ф.и295, Оп.2, ед.хр.1, НАРБ, Ф.и295, Оп.3, ед.хр.7430

[5] НАРБ. Ф.и295, Оп.3, ед.хр.5073

[6] НАРБ. Ф.и295, Оп.2, ед.хр.1, НАРБ, Ф.и295, Оп.3, ед.хр.7430

Центр развития
истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований
Ульяновской области»

+7 (8422) 24-06-16, 24-06-17
e-mail: csi-history@mail.ru