Краеведческий Компас
Центр развития истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


ВАЛЬДИВАТСКОЕ

ВАЛЬДИВАТСКОЕ - село Вальдиватского сельского поселения Карсунского района, кроме него в состав поселения входят села Большая Кандарать, Малая Кандарать, Потьма,  Усть-Урень и деревня Стрелецкая. Расположено в 18 км к северу от районного центра на обоих берегах речки Вальдиватка (левый приток реки Барыш) в чернозёмной равнине с заливными лугами и смешанными лесами на отдалении. Село названо по речке с вторичным старорусским названием Вельдивалска, которая протекала через озерко с первичным мордовским названием Валдовал. Название озерка и речки произошло от мордовских слов «валдо» (вода) и «вад» (светлый, то есть чистый).



Вальдиватка

Основано в 1665 году как деревня Вельдиватская Слобода. Первыми жителями стали переселённые сюда из города Карсун русские конные казаки (большинство казаков тогда были пехотой). Все казаки несли военную службу и одновременно занимались сельским хозяйством. Статус слободы позволял им принимать на жительство беглых рабов и крепостных.

Со временем в деревне на средства казаков была построена деревянная церковь во имя архистратига (главного архангела) Михаил,  деревня стала селом и по церкви получило второе название – Архангельское. Известно, что к 1685 году конных казаков села возглавлял пятидесятник М. (Микита – Никита) Петров. Было у них в использовании 1700 десятин усадебной, пашенной и сенокосной земли. Священнику, дьячку, пономарю и просвирнице Архангельской церкви из казачьих земель были отделены 64 десятины, они и церковную службу вели, и свою землю сами обрабатывали. Тем и кормились.

В конце XVII в. по указу царя Петра I вельдиватских казаков, как и многих других казаков Карсунской и Симбирской засечной черты, вместе с их семьями переселили в недавно завоёванный город Азов. Дворы и земли Вельдиватской Слободы перешли к помещикам Хирьяковым, Дурасовым, Лелюхиным. Они стали переселять сюда своих крепостных крестьян из поместий центральной России. Церковь осталась, где стояла, «липовая, рублена в угол, с трапезою, паперть з дву сторон, от заподных дверей да с левой стороны», а вокруг неё существовало кладбище. В 1814 году старая деревянная церковь сгорела, и была построена новая кирпичная Богодице-Донская церковь.

В XVIII – первой половине XIX в. село с крестьянами переходило из одних помещичьих рук в другие. В 1780 г. село называлось Вальдиватской Слободой, хотя «слободы» (свободы) у крепостных крестьян не было.



Дом

В 1866 г. в селе основано мужское начальное училище. Затем при содействии инспектора народных училищ И. Н. Ульянова его преобразовали в смешанное (девочек было почти 40 % от общего количества школьников). К 1880 году  помещик П.Ф. Дурасов  имел 45 дворов  и 192  души, Е.И. Лелюхин -  33 двора и 114 душ, В.А.  Хирьякова – 105 дворов и 381 душу.

В 1875 году село от пожара выгорело почти полностью. Пожары и раньше были, но на этот раз большинство деревянных построек сгорело в течение нескольких часов. Восстановление осложнялось тем, что у крестьянской общины не было своего леса, а местные помещики продавали его за большую цену. Крестьяне выкупали лес в долг и попадали к ним в кабалу. На восстановление села ушло много лет и средств.

Вальдиватская земля  издавна славится замечательными мастерами- ремесленниками.  Сверх полевых работ они занимались  плотничной, столярной работами и торговлей рыбой.  Строили они деревенские  избы и церкви в селе, в округе и за пределами губернии.  Во время реставрационных работ в Уральске на Золотой церкви была обнаружена доска с надписью: «1906 года августа 8 дня работали здесь плотники Симбирской губернии  Карсунского уезда  Потьменской волости села Вальдиватское.

Десятник Степан Семенович Чачкин, Василий Петров, Иван Рыжанов, Степан Рыжанов, Никифор Шипов. Время стоит, бунты, забастовки, войска бунтуют, урожай плохой, работаем поденно 1 рубль 24 копейки. Архитектор Иван Николаевич Небаронов». В селе были плотницкие династии Кузнецовых, Рыжановых, Власовых, Катковых, Мидончевых.  В старину практически каждый крестьянин мог срубить избу, а затем плотницкое дело становится уделом мастеров. Отиенно изготавливали здесь и мебель.



Ржавчик

Одним из лучших краснодеревщиков  был К.П. Кузнецов. Он сам по особому рецепту варил клей для мебели, делал особый состав  для покрытия изделий . Чертежи брал в журналах, которые выписывал из Англии. Но мастерил больше по советам своего отца, по чертежам передаваемым в семье по наследству. Знамениты также династии Мидончевых, Катковых,  Кулеминых, Ениных. Развилось в селе со временем и бондарное производство, столярное, дегтярное, овчинное, валяльное, портняжное, суконно-ткацкое, кирпичное, кожевенное, кузнечное промыслы. Владельцами кожевенного производства были семьи  Ефремовых и Мокеевых. Кирпичным промыслом занимались  семьи Полняковых, Сосуновых, Мидончевых, Скребковых. За улицей Нижней были запасы красной глины и здесь построили  небольшой завод, где силами этих семей занимались производством кирпичей. Кирпич был отличного качества и его с удовольствием брали жители окрестных сел. В селе успешно действовали два клееварочных завода, принадлежавших Жидковым. Семья Коченьковых  имела маслобойку по производству конопляного и льняного масла. Крестьяне села с помощью местных купцов и личных примитивных ткацких станков обеспечивали себя бельем из холста, верхней одеждой из домотканого полушерстяного сукна.  А.И. Мокеева, прожившая более 100 лет,  с детства занималась прядением и ткачеством.  Дочь мастерицы – Н.И. Кулемина также вышивала рушники, подузорники, сСтаринным способом выбивала занавески, наволочки.  Славились своим мастерством кружевница Е.Я. Кулагина, вышивальщицы К.А. Кулемина и  А.М.Чекмарева .

Зерно мололи на ближайших мельницах, которых вокруг села было четыре: на реке Барыш стояли Кузнецова и Карагайка,  моловшие пшеницу на первосортную белую муку; на Потьменской речке - мельницы Валеева, где мололи рожь, обдирали просо на пшено. В селе было и несколько чёсок, гдг чесали шерсть и валяли из нее валенки. 

Предприимчивые люди использовали заливные луга и липовые рощи для сбора меда. Только в лугах было три пасеки, самая крупная принадлежала Брянтиковым.

К концу XIX в. самые лучшие пахотные земли, заливные луга, все леса и озёра принадлежали помещикам Дурасову, Кирьяковой и Лялюхину, кулакам Додоновым, Ефремовым и Жидковым, священнику церковного прихода Лаврову. Село стало большим и получило официальное название - Вальдиватское. В 1913 году в нём действовали церковь, часовня и школа, а также усадьба и ветряная мельница помещицы В. К. Поздняковой. Ежегодно в июне проводилась Владимирская ярмарка в честь Владимирской иконы Богоматери, по преданию обретённой на месте, где была построена часовня. Село входило в состав Потьминской волости Карсунского уезда. Сохранились сведения о том, что в Первой мировой войне участвовали жители села С.А. Ефремов, Е.Ф. Кокляев, К.В. Мидоничев, С.Ф. Смирнов, В.Я. Сосунов, Я.Я. Сосунов, Г. Сосунов.

В результате Великой российской революции 1917 года крестьяне получили помещичьи пахотные земли и другие угодья, а леса и озёра перешли к государству. Вальдиватцы разделили пахотную землю по «душам», в том числе и женским. Впервые появилась возможность использовать всё трудолюбие и опыт, чтобы «дотянуть» до весны с урожаем зерна, картофеля и других овощей, не голодая.

С введенем НЭПа снова поднялись местные купцы и другие предприниматели. Бряндиков, Жидков, Чамаев открыли магазины. Жидковы и Скробковы восстановили клееварочные заводы. С. И. Додонов, бывший хуторянин, стал скупать молодняк крупного рогатого скота, овец, свиней и кур, которых после откорма продавал или забивал на мясо. Ефремовы и Макеевы открыли мастерские по выделке овечьих шкур и овчин. Крестьяне с помощью купцов и своих примитивных ткацких станков обеспечивали себя бельём из холста, верхней одеждой из полушерстяного сукна. Тулупы шили из овчин Ефремовых и Мокеевых, а обувь из кожи, выделанной сеседними потьминскими кустарями. Зерно мололи и обдирали на четырёх соседних мельницах Валаева и Кузнецова. Купцы использовали заливные луга и липовые рощи под пасеки.

В 1921 году в Среднем Поволжье была сильная засуха, но крестьяне села Вальдиватское на чернозёмных землях и заливных лугах получили не самый плохой урожай. Хорошая погода в 1922 позволила получить по 100 – 200 пудов ржи и пшеницы, по 150 – 200 пудов картофеля с десятины, отличные просо, овёс и гручизу, заготовить много сена. Крестьяне стали заменять соломенные крыши на тёсовые, а то и на железные. С укрупнением волостей и уездов Вальдиватский сельсовет в 1924 г. включён в состав Карсунской волости одноимённого уезда.

В 1929 году  А.С. Кузнецов  организовал кустарно-промысловую артель  «Трудовой молот», в неё вошли входили  семьи Кулеминых, Кузнецовых.  Бухгалтерские дела вел Василий Белов, молотобойцами были Лазарев Анатолий  и братья Александр и Евгений Алышкины.  Они изготавливали сельхозинвентарь, топоры, бронзовое литье, занимались ковкой лошадей. Просуществовала она до 1936 года, когда в селе была организована МТС  и необходимость  в продукции артели постепенно отпала.

В 1929 – 1930 общее поголовье домашнего скота в селе составляло: лошадей 350 – 400 голов и молодняка примерно 400, дойных коров 500 – 600 и телят 400 – 500, овец примерно 2.000, свиней 200 – 250. В богатых хозяйствах появились выездные лошади. На лошадях, запряжённых в розвальни, катались в масленичную неделю. В последний день Масленицы все выходили праздновать на улицу. Без коллективных показательных драк Верхнего и Нижнего концов села праздника не бывало. Начинали мальчишки, а заканчивали взрослые мужики. После полной победы одной из сторон происходило рукопожатие. На Пасху яства горами выставлялись в больших деревянных блюдах. Крашеными яйцами дети игрались на улицах, расставляя их парами на кон и разбивая специально сшитым мягким мячиком. Перед сенокосом в центре села на два три – дня устраивалась ярмарка с обязательной каруселью.



Святой родник Владимирской Божьей Матери

С 1931 г. служба в церкви была прекращена, здание использовалось для хранения зерна. Был организован колхоз «Красный Октябрь», который со временем объединил почти все личные хозяйства. Первым председателем избрали «двадцатипятитысячника» Шагалова. Вскоре была создана машинно-тракторная станция, которая обслуживала и местный и соседние колхозы, возглавил которую М. Г. Луканов. Сначала было несколько тракторов, а в следующем году станция получила новые трактора, первые комбайны и прицепные механизмы. Однако горючее приходилось доставлять за 40 км на лошадях. Урожайность зерновых доходила до 100 пудов с гектара, а по домашнему скоту колхоз стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. За две пятилетки колхоз стал одним из лучших в районе.

В селе редко кто не имел своего фруктового сада, но зимой 1939 – 1940 сорокаградусные морозы уничтожили все вальдиватские сады. Из-за морозов резко сократилось также поголовье домашнего скота. Он пошёл на продажу и убой для собственных нужд.

Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли почти все здоровые мужчины, в том числе 130 механизаторов. Без малого 170 бойцов и командиров в село с войны не вернулись.

На фронт были отправлены практически все автомобили и гусеничные тракторы. Старики, женщины и подростки стали трудиться за двоих и троих в местных колхозах «Красный Октябрь» и «Октябрь» и Вальдиватской МТС. За штурвалы комбайнов сели женщины: М.М. Хитрова, Е.Ф. Белова, и это несмотря на то, что у неё был грудной ребёнок. И всё это в условиях скудного питания, нехватки всего самого необходимого. Пригодилась знаменитая крестьянская смекалка: на топливо для печей использовали высохшие после морозов садовые деревья, со здания бывшей церкви сняли железное покрытие, деревянные полы использовали на дрова, а кирпичи ограды пошли на ремонт печей и труб, в пищу использовали крапиву, лебеду и др., но духовный настрой сельчан оставался высоким и позволял выполнять даже «невыполнимые» задачи.  В конце войны колхозом руководил Е. А. Кулагин. Через несколько лет после окончания войны колхозники развели новые сады. Вдоль дорог и полей были высажены защитные лесные полосы, но заливные луга из-за нарастающего маловодья Барыша стали очень маленькими.

В послевоенные годы в селе работал колхоз им. Ленина, его председателем в  1966-1977 годах был В.А. Пантелеев. В этот период колхоз являлся одним из передовых в районе и области.  Признанным очагом культуры и образования является сельская школа, под руководством В.М. Суслиной (Семеняк) она признавалась призером  Всероссийского конкурса «Лучшая школа России».

В 1996 г. село было центром сельскохозяйственного производственного кооператива «Нива». В настоящее время в Вальдиватском продолжают действовать школа, детский сад, медицинский пункт, библиотека, дом культуры, несколько магазинов. В Верхнем конце села имеются пасеки В. А. Алышкина, В. И. Додоновой, П. А. Кулемина, В. А. Пантелеева, семей Петровых, Церковновых, Федоровых. Живы и ряд традиционных промыслов: Л.М. Сентякова вяжет кружевные кофточки и  салфетки, пишет стихи и рисует. Творческие способности  у неё от деда – М.М. Додонова , он был знатным резчиком по дереву, а от мамы переняла секреты траволечения. Ее сын Андрей увлекается скульптурой, внук  хорошо рисует .

На все руки мастер Н.И. Шестакова: пишет музыку и стихи, шьет, вышивает, вяжет, занимается бисероплетением, увлекается украшением лентами, декупажем. Весь дом О.В. Кулагиной украшен вышитыми картинами, а особая её гордость – вышитые иконы. Свое увлечение вышивкой ей передала ее бабушка.

В 1685 г. в селе числилось 399 человек мужского пола и 55 дворов, к 1884 здесь проживало 1368 человек при 200 домохозяйствах, к началу 1930-х – более 1750, в 1996 – 905, в 2013 - 482 человека, в основном русские.

Свыше двадцати фронтовиков заслужили по нескольку боевых наград,  немало односельчан были награждены и за доблестный труд в тылу. Среди них К.И. Потехин, В. Белов, колхозники Г. С. Коченьков  и Ф. В. Сосунов, связист А. В. Рыжанов. Высокими наградами за труд в мирное время награждены В.И. Алышкин, Е.И. Алышкин, Н.Ф. Ежов, П.И. Комапанеец-Сосунова, А.И. Кулёмин, С.М. Церковнова, большой авторитет заслужили учителя Н.В. Савко, Е.Г. Шитова, уроженцы села генерал-майор Г.А. Жуков, самодеятельный живописец М.В. Кулёмин, начальник цеха Ульяновского механического завода А.А. Мидоночев, профессор В.С. Спирин.

В селе родилась трактористка Елизаветы Ивановны Козловой, удостоенная звания Героя Социалистического Труда.

В центре села воздвигнут обелиск в память погибших, умерших от ран и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны.

Многие кирпичные и деревянные, жилые и хозяйственные, постройки конца XIX – начала XX в. представляют архитектурный и этнографический интерес.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Писцовая книга Карсунского и Симбирского уездов 1685 – 1686 гг./ Сост. Ю. Н. Мельников. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2014.
  2. Справочник административно-территориального деления Симбирской губернии – Ульяновской области за 1648 – 1985 гг./ Сост. А. Ф. Варламова. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986.
  3. Ульяновская – Симбирская энциклопедия/ Ред.-сост. В. Н. Егоров. Т. 1. Ульяновск: Симбирская книга, 2000.

В.А. Кулёмина

Центр развития
истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований
Ульяновской области»

+7 (8422) 24-06-16, 24-06-17
e-mail: csi-history@mail.ru