Краеведческий Компас
Центр развития истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

  • Краеведческий компас. Центр развития истории и культуры региона
    АНО «Центр стратегических исследований Ульяновской области»

S5 MP3 Player - плагин joomla Mp3


«Ульяновская область в XXI веке»

В учебном пособии Качкиной Т.Б. анализируется экономическое политическое, культурное, социогеографическое и этноконфессинальное развитие Ульяновской области в XXI веке. Богатый фактический материал позволяет конкретизировать на уровне региона современные процессы в Российской Федерации и насытить конкретными примерами курс обществознания, отрабатывая его основные понятия. 

Отзыв Galiimaa Nyamaa (Галиимы Нямаа) профессора, зав. кафедрой Гуманитарных наук Монгольского государственного университета науки и технологии:

View the embedded image gallery online at:
http://73history.ru/izdaniya-nii/34-260316-3#sigFreeId5b04a88120

Отзыв Цыреновой Марины Геннадьевны, к.пед.н., директора Института непрерывного образования Бурятского государственного университета, одного из ведущих специалистов по исследованию современного состояния учебников краеведения в регионах:

View the embedded image gallery online at:
http://73history.ru/izdaniya-nii/34-260316-3#sigFreeId2ce7eed09f

«Считаем положительным опыт региона, в котором на уровне Губернатора и Правительства решаются вопросы школьного краеведческого образования. Появление подобного учебного пособия, освещающего самые актуальные тенденции и проблемы современного этапа в развитии Ульяновской области, является уникальным не только потому, что это учебник разработан на уровне требований ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов), но и потому, что он выходит за рамки краеведческого образования и вписан в более широкий образовательный контекст. Абстрактное, изолированное от реальных социальных практик изучение школьных курсов обществознания и новейшей истории России обретает при появлении данного пособия конкретное измерение. Сложные вопросы политического устройства экономического и социокультурного развития, учащиеся могут анализировать на примере своего региона, осваивая материал на основе практикумов и проектной деятельности.

Представляется, этот опыт может стать примером для совершенствования системы краеведческого образования в субъектах Российской Федерации в направлении успешной социализации и формирования региональной идентичности молодого поколения россиян»

Представление учебного пособия

Посмотреть презентацию Скачать презентацию

Патриотическое сознание молодого поколения формируется не только на основе знания и уважения истории своей страны, своего края, но и на основе четкого представления о современном развитии, о тенденциях и процессах, которые определяют будущее малой Родины.

Как показывает практика, этого представления нет не только у учащихся, но и у учителей. Это объясняется, с одной стороны, сложностью, неоднозначностью, неоформленностью процессов современности.

С другой стороны, нет  систематизированного материала в «шаговой доступности», который  давал бы представление о том, куда идет наша область, какова политика областного руководства, какие перспективы для молодого поколения есть на родине для получения качественного образования и трудоустройства. Школьный учебник  по историческому краеведению вышел в 2001 г. (переиздание 2012 – просто  переиздание без доработок и дополнений).  В него даже 90-е годы вошли очень фрагментарно и схематично.

Отсюда цели настоящего издания:

  • дать информацию о современных процессах и тенденциях развития Ульяновской области;
  • на конкретном актуальном фактическом материале показать возможности экономики области и возможности перспективного образования и последующего трудоустройства на предприятиях нашего региона;
  • связать теоретический курс истории и обществознания с современными процессами в различных сферах жизни на примерах фактического материала по современному развитию Ульяновской области, что окажет реальную помощь в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ;
  • формирование метапредметных умений:
    • работы с понятиями,  
    • анализа графической информации различного вида (диаграмм, схем, таблиц, иллюстраций),
    • анализа текстового материала (выдержки из газет, новостных блоков интернет-источников),

Место в учебном процессе:

Учебное пособие может быть использовано в 9-х классах основной школы и в 10-11 классах полной (средней) школы.

  • как вспомогательное пособие при изучении истории и обществознания;
  • как пособие для организации факультативных занятий в 9 классе и проведения элективных курсов в 10-11 классах.
  • пособие окажет помощь при организации внеклассной работы для подготовки к  краеведческим викторинам,  олимпиадам,  для проведения предметных недель  по истории, классных часов, политинформаций.

К пособию выпущена рабочая программа.

Структура учебного пособия

Учебное пособие содержит вводное слово, 17 параграфов, словарь.

Общая характеристика пособия

  1. Учебное пособие многоуровневое, то есть содержит основной и дополнительный материал (рубрики  «Информация к размышлению» и «Это интересно», «Читаем документы»).
  2. Построено по модульному типу (политика, экономика, социокультурное развитие).
  3. Содержит насыщенный, интересный   фактический материал, доступный для восприятия подростка.
  4. Имеет «шлейф» -  вспомогательные материалы в Internet (ссылки на интернет-источники в конце каждого параграфа).   
  5. Ориентировано не только на усвоение  знаний,  но и на создание условий для приобретения учащимися опыта использования этих знаний и умений в различных ситуациях. Содержит практико-ориентированные занятия.  Всего в пособии  8 практикумов разного вида.

Кроме этого практические и творческие задания приведены в конце каждого параграфа.

Методический аппарат

Работа с понятиями:

  • понятия, необходимые для понимания материала, выделены и раскрыты в тексте;
  • отдельные понятия даются в виде вопросов в специальной форме  и раскрываются в словаре в конце пособия (актуализация имеющихся знаний и навык работы со словарем в случае затруднений).

Вопросы и задания:

  • задания и вопросы перед основным текстом параграфа;
  • задания в тексте  по анализу диаграмм, схем и таблиц;
  • вопросы к понятиям в тексте;
  • вопросы в конце параграфа;
  • иллюстрации фактического материала наглядным  материалом  в виде диаграмм разного типа, иллюстраций, схем и таблиц.

Пособие отличается разнообразием видов учебных заданий: вопросы, примеры, упражнения, практические задания; тестовые задания, и т.п.

Дополнительный материал представлен в виде текстов, таблиц.

Иллюстративный материал сопровождает содержание, грамотно его иллюстрирует.

Наиболее важные моменты акцентированы цветом.

Богатый информационной и методический материал даёт возможность организации работы учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности: чтение текста с пометками, работа с таблицами, отработка навыков работы с источниками, сопоставление различных версий, точек зрения, позиций, работа с иллюстрациями, схемами, организация уроков-диспутов, дискуссий, проведение тестирования, реализация разнообразных проектов.

Качкина Т.Б. Ульяновская область в XXI веке

Посмотреть Скачать

Программа к учебнику

Посмотреть Скачать

Центр развития
истории и культуры региона
АНО «Центр стратегических исследований
Ульяновской области»

+7 (8422) 24-06-16, 24-06-17
e-mail: csi-history@mail.ru